Реабилитационно-развивающие проекты

Реабилитационно-развивающие проекты

Арт-проект «Изо-мир»

Рисование – одно из самых простых и результативных способов самовыражение личности. Рисуночные практики возвращают личность к психологической целостности, способны инициировать в человеке процессы самопомощи, самоисцеления, саморазвития.
Создание рисунков в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Рисунок – особый документ, и содержит очень много информации об авторе.
Рисунок всегда символичен, всегда выражает наличное состояние автора, как бы тот ни старался его скрыть.
Задачи, с которыми успешно работает арт-терапия.
— Формирование внутренних опор личности
— Развитие креативного мышления
— Повышение самоценности/самооценки
— Проработка застарелых подавленных и вытесненных чувств.
— Мягкая и безболезненная диагностика глубинных внутренних состояний.
— Коррекция самовосприятия
— С помощью арт-терапии, как вспомогательного метода, можно успешно
работать с депрессивными и тревожными расстройствами.
— Снятие стресса
— Активация творческого потенциала
— Повышение уверенности в себе
— Гармоничные отношения с окружающими
— Безболезненное преодоление страхов

В рамках проекта «Изо-мир» специалисты учреждения работают на занятиях в следующих техниках:

Эбру

Эбру представляет собой технику рисования на поверхности воды.
Готовое изображение обычно переносится на бумагу или другую твердую основу, способную впитывать: дерево, ткань, керамику или даже кожу.

Ватопись

Ватопись — это создание картин, путём притирания руками
тополиного пуха или тонко разделённой ваты на бархатную бумагу.

ИЗО-нить

Изонить – это графическая вышивка, полученная нитками на
картоне или другом твёрдом основании. Особое переплетение нитей даёт эффект объёма изображения.

Гравюра

Гравюра — это отпечаток рисунка, который создают на деревянной, железной или пластиковой пластине. Мастер наносит на доску предварительное изображение, затем с помощью специальных инструментов вырезает его. После он покрывает поверхность краской и отправляет пластину под пресс.

Занимательные ладошки

Рисование ладошками увлекательное и полезное для мелкой моторики и для психоэмоционального состояния упражнение.

Нетрадиционные формы рисования

Рисование солью, песком, манкой; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография обычная; кляксография с трубочкой; рисование ватными палочками; свеча + акварель; печать по трафарету; печать поролоном; отпечатки листьев, овощей и фруктов, пенопласта.

Арт-проект «Творческая мастерская»

Основной целью проекта «Творческая мастерская» является развитие (восстановление) навыков работы с подручным вспомогательным материалом (спицы, крючки, прибор для выжигания, ножницы, бумага и т.д.) и изо-средствами (пластилин, краски, фломастеры и др.).

Важнейшими задачами по реализации проекта являются:

— развитие зрительной памяти, внимания, образного мышления и фантазии;

— развитие мелкой моторики и тактильного восприятия, навыков творческого самовыражения;

— воспитание эстетического вкуса.

Декоративно-прикладное творчество является самым востребованным направлений из арт-терапии и реализуется в различных техниках:

Торцевание

Торцевание – один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения. С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Техника торцевания из бумаги выглядит, как наклеивание маленьких трубчатых элементов плотно друг к другу.

Существуют разные способы торцевания:

Многослойное. Когда одновременно используют несколько квадратных элементов. В этом случае поделка получается пушистее;

Плоское. Это простое последовательное заполнение картинки методом вертикального фиксирования торцовок;

Контурное. Когда оформляется только контур изображения;

Объемное. Напоминает плоское, но торцовки устанавливают не вертикально, а под разными углами. Это делает картину объемной.

Айрис фолдинг

Айрис фолдинг– удивительная техника, в которой с помощью бумаги и скотча получаются очень красочные и интересные объёмные изображения. По теме работы подбирается необходимый рисунок, который переносится на картон. Далее по намеченному контуру вырезается отверстие, которое в определённом порядке по схеме (шаблону) заполняется полосками бумаги, сложенными вдвое. Полоски накладываются друг на друга и приклеиваются скотчем.

Аппликация

Аппликация — это техника декоративно-прикладного искусства, основанная на наклеивании или пришивании узоров, фигур и прочих декоративных элементов украшения на фоновый материал.

Все виды аппликации можно классифицировать по следующим критериям:

  • Форме (объемная или плоская).
  • Цвету (одно- или многоцветная).
  • Тематике (предметная, сюжетная, декоративная или абстрактная).
  • Сфере применения (для предметов интерьера, домашней утвари, мебели, одежды, обуви).
  • Предназначению (иллюстрация, для украшения, обновления внешнего вида или ремонта объекта творчества).
  • Материалу (из ткани, бисера, бумаги, кожи, меха, глины, соломы, листьев, пуха, ракушек, крупы, пуговиц, ниток, пряжи, кусочков дерева).
  • Типу основы (на картоне, ткани, дереве, бумаге, стекле, пластике).
  • Способу крепления (пришивная и клееная).
  • Стилю (винтаж, кантри, модерн, милитари, хайтек, этно).
Пластилинография

Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Применяют различные виды пластилинографии:

  • Прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности.
  • Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло.
  • Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.
  • Мозаичная пластилинография — достаточно простая техника. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.
  • Контурная пластилинография — предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета.
  • Многослойная пластилинография — представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки.
Тестопластика

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто отличный материал для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Оно подходит для развития речи и мелкой моторики у малышей, воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение и многое другое.

Инклюзивный видеопроект «Жизнь интерната глазами получателей социальных услуг»

В марте 2022 года был запущен инклюзивный видео проект «Жизнь Орехово-Зуевского интерната глазами получателей социальных услуг».
Основное направление развития инклюзии – социализация людей с ограниченными возможностями и их самореализация.
Наш проект — это видео блог в формате новостей. В каждом выпуске наши корреспонденты — получатели социальных услуг коротко рассказывают о последних событиях, произошедших в интернате, об увлечениях получателей социальных услуг, о сотрудниках, которые оказывают помощь людям, нуждающимся в особой заботе. Пробуя себя в роли корреспондентов, ребята развивают навыки коммуникативного общения и творческого самовыражения.

Обучающий проект «АБВГД-йка»

Обучающий проект «АБВГДейка» имеет одну из самых значимых задач – адаптация и социализация проживающих в микро и макро средах, а также обучение навыкам письма, счёта и чтения, формирование навыков коммуникативного общения.
Работа проекта направлена на:

  • формирование культуры языкознания: вербальное общение (с увеличением слов в лексиконе проживающих), обучение чтению и письму (в том числе и практическое применение навыков письма – умение написать собственное ФИО и др.);

  • формирование математических знаний (счёт, сложение, вычитание, умножение и деление) и обучение правильному применению их в повседневной практике.

    Работа проекта затрагивает такие области изучения как естествознание, знание о человеке, знания в области культуры и искусства. Область естествознания направлена на восприятие окружающего мира и взаимодействие с ним, его изучение и исследование, изучение жизни в социуме. В области знаний о человеке проживающие изучают материалы, помогающие им осмыслить происходящее с ними персонально и с окружающими их людьми. Знания в области культуры и искусства направлены на формирование и реализацию навыков творческого самовыражения.
Ребята, проходящие обучение, подобраны в малочисленные группы в соответствии с рекомендациями психолога, что позволяет применять индивидуальный подход к каждому.

Арт-проект «Студия мультипликации «Сочиняй мечты»

На протяжении нескольких лет в учреждении реализуется арт-терапевтический проект – студия мультипликации «Сочиняй мечту», в основе которого лежит использование техники «пластилинография».  Основной целью проекта по социально-культурной реабилитации проживающих  является процесс игры с движением, развивающий способность к рефлексии, расширяющий спектр ощущений, чувств, фантазии, воображения и реализацию поставленной задачи (замысла).

     Занятия в студии улучшают навыки коммуникативного общения, формируют и укрепляют навыки межличностного общения среди проживающих.

   Занятия проводятся регулярно в соответствии с расписанием. Результатом работы проекта является создание таких мультипликационных фильмов, как «Здравствуй, Новый год!», «Однажды в космосе», «Рыбка-голди» и др. Процесс создания и воплощения конкретного замысла у участников группы уходит от 2-х до 4-х месяцев.

Реабилитационный проект «Пальчиковая терапия»

Рука является «вышедшим наружу» головным мозгом. Пальцы помогают говорить, т.е. движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией и способствуют ее развитию. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Нервные окончания пальцев рук, да и всей ладони, широко связаны с корой больших полушарий. Не случайно проекция кисти рук в коре головного мозга занимает самую большую площадь. Пальчиковая терапия успокаивает нервное напряжение, снижает ощущение недовольства, предотвращает старение мозга, а также способствует долголетию. На руке находится много точек и зон, обладающих общим успокаивающим и тонизирующим действием на организм.
Цель пальчиковой терапии: создать оптимальные условия для физического, психологического и интеллектуального развития (стимулирования) людей с ДЦП и с ментальными нарушениями.
Задачи пальчиковой терапии : стимулировать деятельность головного мозга, ЦНС при помощи пальчиковой терапии; улучшать память; способствовать укреплению костей, сухожилий; улучшить циркуляцию крови; воздействовать на биологически активные точки кистей рук; оздоравливать внутренние органы.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика помогает людям с особенностями развития в обучении таким понятиям как «вниз», «вверх», «вправо», «влево» (ориентироваться в пространстве); понятиям числа, счет; развивает чувство ритма, воображение; оказывает лечебно-профилактическое воздействие на внутренние органы; устраняет нервное переутомление пальцев руки; развивает эстетический вкус.
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, улучшается внимание, память, слух, зрение.
Занятия проводятся как в групповом, так и в индивидуальном варианте ежедневно в отделениях учреждения.

Нейробика

Нейробика – это комплекс простых и доступных упражнений, способствующих улучшению памяти, дающих дополнительную энергию и повышающих способность мозга к различным видам деятельности в любом возрасте.
Цель – стимуляция работы мозга.
Задачи: — улучшение способности сосредотачиваться и концентрации внимания;
— улучшение памяти и восприятия;
— развитие воображения и абстрактного мышления;
— улучшение психоэмоционального состояния.
Комплекс упражнений проводится как самостоятельное занятие (по 35-40 мин) с использованием стимульного материала (музыка, геометрические фигуры разных цветов и тд), так и в качестве стимулирующей разминки перед началом (и\или во время) проведения любого арт-терапевтического занятия, снимая напряжение и перезапуская механизм концентрации внимания.

Приемы Су-Джок

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине и является лучшей системой оздоровления, существующей в настоящие время.

Использование Су-джок терапии позволяет нормализовать мышечный тонус, опосредовано стимулировать речевые области в коре головного мозга, активизировать межполушарное взаимодействие, развить тактильную чувствительность, эмоциональную и познавательную сферу получателя социальных услуг.

Спортивно-оздоровительный проект «Физкульт парад»

Физическое воспитание создает начальную базу для развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их развития, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей, позволяет испытать удовольствие от обладания телом, от преодоления определенных трудностей.

 

Утренняя зарядка

Цель: Оздоровительная, образовательно-развивающая гимнастика (поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости).

Задачи:

устранение некоторых последствий сна (отёчности, вялости, сонливости и др.);

повышение общего жизненного тонуса;

— обеспечение включения в повседневную деятельность (активность).

«Утренняя зарядка» — комплекс физических простых и доступных упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру.

Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Так же, регулярные занятия мобилизуют внимание занимающихся, повышают дисциплину (прививают гигиенический навык заниматься). Благодаря выполнению комплекса упражнений, обеспечивается постепенный переход организма от состояния покоя (во время сна) к повседневному активному (деятельному) состоянию.

«Утренняя зарядка» проводится ежедневно, перед завтраком, в холле отделения по 15-20 минут.

Если позволяет погода, занятия проводятся на территории учреждения.

Адаптивная физкультура

Адаптивная физкультура для получателей социальных слуг ставит перед собой и решает следующие задачи:
приучить организм к регулярным физическим нагрузкам;
научить ребят адекватно относиться к своим физическим возможностям;
мотивировать быть здоровыми, правильно питаться, стремиться к соблюдению гигиенических норм и вести здоровый образ жизни;
улучшить физические и умственные показатели;
укрепить опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
планировать занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого;
привить ребятам желание самосовершенствоваться.

Скандинавская ходьба и дыхательная гимнастика

Скандинавская ходьба —вид физической активности, в котором используются определенная методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок.  Скандинавская ходьба – не стереотипная прогулка для пожилых, а самостоятельное спортивное направление для людей любого возраста и уровня активности.
Скандинавская ходьба укрепляет мышцы спины и плечевого пояса, чем выигрывает, например, у бега – он не задействует верхнюю половину тела. Вместе с развитием мышц верхней части тела увеличивается и объем легких – более чем на 30 % в сравнении с обычной прогулкой.
Задействует 90 % мышц тела, прогулочный шаг – только 70 %.
Сжигает энергию в 1,5 раза больше обычной ходьбы.
Скандинавская ходьба с палками не оказывает ударной нагрузки в отличие от бега. Людям, склонным к полноте, она полезна как лечебный спорт, одновременно более интенсивный и активный, чем обычные прогулки, и при этом безопасный для суставов.
Опора на палки уменьшает нагрузку не только на колени и таз, но и на пяточные кости. Нордическая ходьба – помощник при заболеваниях суставов нижних конечностей, как подагра, пяточная шпора и других.
Улучшает осанку, баланс и координацию движений.

Каждое занятие начинается с комплекса упражнений на разминку и дыхательной гимнастики перед скандинавской ходьбой.

Йога

Физическая польза йоги для взрослых и детей с ограниченными возможностями поразительна.

Практика йоги улучшает дыхание, повышает выносливость, успокаивает нервную систему, снижает мышечное напряжение.

Занятия включают в себя практику расслабления, что помогает научиться владеть своим телом.

 

Аэробика

Фитнес — аэробика комплексно воздействуют
на организм: укрепляют силу всех мышечных групп, развивают подвижность
суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий,
тренируют общую и силовую выносливость организма, укрепляют
кардиореспираторную систему, активизируют иммунные силы организма,
совершенствуют координацию движений, позволяют снизить избыточный вес,
улучшают настроение, дают заряд бодрости.

Настольный теннис

Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств координации движений, скоростно-– выносливости, силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает воспитанников мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Футбол

Футбол оказывает на организм хорошую физическую и психологическую подготовку. Данный вид спорта воспитывает умение справляться с трудностями, добиваться поставленных целей и принимать решения.
Занятия в футболом помогут:
-укрепить мышцы;
-улучшить обмен веществ и избавиться от лишнего веса;
-развить координацию и быстроту реакции;
-повысить иммунитет

Пулевая стрельба

Применение пулевой стрельбы в комплексе адаптационно-реабилитационных мер влечет за собой повышение уровня развития координационной выносливости, укрепление вестибулярного аппарата, скоростной координации, что, в свою очередь, способствует развитию двигательной деятельности и реабилитации инвалидов в целом.

Дартс

Результатом игры в дартс является улучшение координации движений, особенно кистей рук. Игра активизирует интеллектуальную деятельность, улучшает способность к контролю своих эмоций, повышает самооценку.
Получатели социальных услуг участвуют во внутренних соревнованиях

Киноклуб «Настоящее кино»

Кинотерапия — это одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре фильмов совместно с психологом для создания активирующей и мотивационной к изменениям среды. Фильм является средством многоуровневого воздействия на психику и организм в целом – через аудио-визуальную систему.

Кино – это целый мир. Мир красивый и страшный, радостный и грустный, хороший и злой, цветной и черно-белый.
Это мир истории и современности, действительности и сказки, любви и ненависти.

Кино доставляет наслаждение, скрашивает досуг, поднимает настроение либо, напротив, наводит на печальные мысли. Кино способно вызывать у зрителя самые различные эмоции – хохот и слезы, печаль и удовлетворенность.

В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

Кино, подобно зеркалу, позволяет увидеть в героях и сюжете фильма, самих себя, своих близких, свои поступки. Оно предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подталкивает к принятию единственно верного решения.

Комплексный проект по социальной адаптации в условиях микро и макросреды «Игра в жизнь»

Социальная адаптация — процесс активного приспособления человека к условиям социальной микро- и макросреды. Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека, разные группы. Социальная макросреда — это страна, культура, религия и так далее.
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счёт:
— умения анализировать текущие социальные ситуации,
— осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке,
— умения удерживать своё поведение в соответствии с ситуацией.
Наш проект направлен на приобретение знаний правил и норм поведения, существующих в обществе.

В игровой форме

В игровой форме, с помощью наглядных материалов получатели социальных услуг познают теорию. На занятиях изучаем основы правильного питания, огород, магазин, сезонную одежду и обувь, правила безопасности, правила дорожного движения и многие другие составляющие сфер жизни человека.

Программа «Город – доступная среда»

В рамках программы «Город – доступная среда» эти знания получатели социальных услуг применяют на практике. Учимся покупать продукты, оплачивать квитанции, покупать технику, получать и отправлять посылки Почтой России, пользоваться банковскими услугами.
А также получатели социальных услуг знакомятся с новыми городскими пространствами, посещают музеи, выставки, парки, развлекательные центры и многое другое.

Арт-проект «Театральная студия»

Театральная терапия – это несложный и вместе с тем просто удивительно результативный метод излечивать душу, корректировать поведение, обучать и направлять. Театральные техники развивают креативность мышления, умение «правильно» проживать различные эмоциональные состояния, чем способствуют росту уверенности в себе, раскрытию внутренних сил, и формированию целостной личности.

Театральная терапия может использоваться при работе с детьми и взрослыми.

Существуют две формы театротерапии: пассивная (участвовать в роли зрителя) и активная (быть актером).

В этом случае решаются такие задачи, как:

  • умение уверенно чувствовать себя на сцене;
  • умение участвовать в коллективных занятиях;
  • умение работать с предметами;
  • потребность в речевом общении;
  • элементарные коммуникативные навыки и адаптация в незнакомой обстановке.

Конечный эффект театротерапии — развитие вербальной и невербальной коммуникации, смягчение социальных фобий, уменьшение социальной изоляции, повышение уровня самокритики и саморефлексии, совершенствование самодисциплины и чувства долга, развитие творческих способностей, повышение адаптивности, повышение уровня самооценки, освоение контроля над своими эмоциями, овладение навыками непринужденного поведения, расширение репертуара жизненных ролей.

 

Проект «Театральная студия» включает в себя следующие направления:

Постановка спектаклей

Театральная терапия – это несложный и вместе с тем просто удивительно результативный метод излечивать душу, корректировать поведение, обучать и направлять. Театральные техники развивают креативность мышления, умение «правильно» проживать различные эмоциональные состояния, чем способствуют росту уверенности в себе, раскрытию внутренних сил, и формированию целостной личности.

Кукольный театр или Куклотерапия

Кукольный театр или Куклотерапия – это разновидность театротерапии с помощью игрушки. Игрушка в данном направлении коррекции является посредником между ведущим и получателем социальных услуг. Она помогает выразить свои эмоции и предполагает комплексное решение задач психокоррекции. Участники получают возможность пополнения своего запаса моделей поведения, развития коммуникативных навыков.

Арт-проект «Живые куклы» (марионетки)

Цель: раскрытие творческого потенциала получателей социальных услуг посредством работы с куклой- марионеткой, улучшение общего психоэмоционального состояния.
Задачи:
— развитие умения управлять эмоциями;
— мотивирование к самовыражению;
— приобретение важных социальных навыков;
— развитие навыков коммуникативного общения;
— развитие самосознания;
— развитие грубой и мелкой моторики;
— разрешение внутренних конфликтов;
— развитие речи;
— профилактика и коррекция страхов;
— восстановление опорно-двигательного аппарата.

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу собственные чувства, эмоции и состояния. «Оживляя» куклу участники проекта ощущают ответственность за действия куклы; учатся осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учатся находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Обучающий проект «Секреты домоводства»

Проект направлен на создание условий для формирования у получателей социальных услуг компетентностей в социально-трудовой сфере, приобретения опыта в ведении домашнего хозяйства.
Задачи проекта:

  • углублять и расширять знания получателей социальных услуг об основных составляющих домоводства в парах, проявляя уважение друг к другу;
  • любовь к труду, ведению домашнего хозяйства.

Работа направлена на изучение основ кулинарии, правил сервировки стола, правил стирки и глажки одежды. Ребята осваивают курсы кройки и шитья, вязания, создают домашний декор своими руками.

Проект по созданию Нонстресс-среды

Проект по созданию Нонстресс-среды включает в себя следующие направления:

Сенсорная комната

Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты: мягкого света, расслабляющей музыки — помогают максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем. Пребывание в новой необычной обстановке сенсорной комнаты позволяет раскрепоститься, настроиться на активную деятельность, создает благоприятный эмоциональный фон.

Ароматерапия

Ароматерапия призвана помочь человеку улучшить душевное состояние и оказать благотворное действие на весь организм. Ароматы играют важную роль в нашей жизни, одни могут поднять настроение, другие придать сил, третьи, наоборот, расслабить и придать душевной легкости. Именно эти свойства ароматических масел мы используем при сеансах релаксации в сенсорной комнате.

Соляная пещера

Это помещение, в котором искусственно воссоздается микроклимат природных соляных пещер. Здесь поддерживается определенная температура, влажность, давление, дисперсность солевого аэрозоля, концентрация аэроионов. Оздоровительные и лечебные свойства соляных пещер известны с древних времен.

Пескотерапия

Песочную терапию активно применяют для лечения, как взрослых, так и детей. Среди существующих видов арт-терапии песочная терапия занимает особое место. Суть методики песочной терапии достаточно проста — это игра с песком, проведение всевозможных манипуляций с этой субстанцией. При этом человек восстанавливается душевно, успокаивается, получает ответы на многие вопросы и решает сложившиеся у него проблемы.

Проводимые методами песочной терапии упражнения обладают широкими возможностями в плане развития в психологическом и физиологическом плане. Пескотерапия имеет внушительный логопедический эффект и часто применяется как альтернатива традиционным методам избавления от дефектов речи.

Песочная терапия наглядно демонстрирует свою эффективность в решении психологических, эмоциональных и даже физиологических проблем, которые наблюдаются у проживающих. Уже после первых сеансов заметны улучшения.

Занятия проводятся в индивидуальном порядке один раз в неделю.

Главная цель песочной терапии — не «переделать» клиента, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, научиться любить и уважать себя таким, каков он есть.

В детском отделении проводятся такие формы занятий: «Песочные фантазии» — игры с кинетическим песком, рисование на световой песочнице, игры в песочнице на игровой площадке учреждения.

Акватерапия

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой используются и проводятся нами в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.

Цель акватерапии:

– способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;

– способствовать развитию речи;

– снижать проявления гиперреактивности ребенка;

– формировать оздоровительные процессы в организме;

– стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка.

С получателями социальных услуг проводятся игры с водой: «Тонет-не тонет», «Необычная рыбалка», «Веселые кораблики», «Цветная вода»

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты, прорабатывает эмоциональные зажимы, развивает поведенческую гибкость, восстанавливает внутреннюю целостность, развивает социальные навыки, адаптивные способности.

 

Танцы на колясках

Цель: игра с движением, развивающая способность к рефлексии, расширяющая спектр ощущений и чувств, связанных с интеграцией телесного и психического, формирующий навык по регуляции собственного состояния души и тела.

Задачи:

  • формирование и укрепление навыков межличностного общения;
  • мотивирование к самовыражению;
  • приобретение важных социальных навыков;
  • развитие навыков коммуникативного общения;
  • развитие самосознания;
  • разрешение внутренних конфликтов;
  • восстановление опорно-двигательного аппарата.
  • участие в проекте обучает участников навыкам владения собственной коляской, способствует стиранию стереотипов, снятию психологических зажимов проживающих и развитию творческого потенциала людей, передвигающихся на специальных средствах (колясках).
Студия «Созвездие»

Занятия в студии улучшают навыки коммуникативного общения, формируют и укрепляют навыки межличностного общения среди проживающих, способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма и формируют потребность в здоровом образе жизни. Занятия проводятся регулярно в соответствии с расписанием. Занятия по танцевально-двигательной терапии проводятся как в группе, так и индивидуально – атр-проект «Танцы на колясках».
Помимо основной цели, данный проект не только обучает участников навыкам владения собственной коляской, но и способствует стиранию стереотипов, снятию психологических зажимов проживающих и развитию творческого потенциала людей, передвигающихся на спец.средствах.
Участники проектов являются активными участниками всех культурно-массовых мероприятий, проводимых на территории интерната.
Благодаря своей активности, ребята являются частыми участниками конкурсов, фестивалей, благотворительных программ и  акций не только в г. Орехово-Зуево, но в других городах Московской обл. и России.

Инклюзивный дуэт «Каприз»

Инклюзивный дуэт «Каприз» сформировался в рамках арт-терапевтического проекта по танцевально-двигательной терапии «Танцы на колясках».
Работа с дуэтом проходит по индивидуальному плану.
Основная цель: улучшение навыков коммуникативного межличностного общения среди Получателей социальных услуг разной категории (маломобильной и мобильной) через танец.
Задачи для маломобильного партнёра (танцора на коляске):
— умение работать индивидуально и в паре,
— владение средством передвижения (коляской) импровизационно и в соответствии с сценическим замыслом.
Задача танцора-тьютора: оказание физической и эмоциональной помощи и поддержке во время совместной работы.
Общая задача для партнёров: овладение умением и навыками визуально эмоционального взаимодействия с партнёром и работать сообща.
Инклюзивный дуэт «Каприз» — неоднократный Лауреат II и III степени Международного фестиваля инклюзивного танца «Inclusive Dance».

Вокалотерапия

Вокалотерапия – это один из лечебно-оздоровительных методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельность жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма.

Цель: нормализация работы нервной системы и улучшение психоэмоционального состояния.

Задачи:

  • личный эмоциональный отклик;
  • развитие рече-голосового аппарата, артикуляции;
  • развитие (сохранение) способности к  творческому самовыражению
  • приобретение важных социальных навыков;
  • развитие навыков коммуникативного общения;
  • развитие самосознания;
  • разрешение внутренних конфликтов, снятие внутреннего напряжения.

Занятия по вокалотерапии проводятся в индивидуальном порядке (в соответствии с расписанием) по следующему принципу: упражнения на расслабление мышц лица и шеи, дыхательная гимнастика, вокальные упражнения (распевание), работа над музыкальным произведением (песней). Репертуар подбирается в соответствии с пожеланиями и исполнительскими способностями вокалиста.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это «психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека». Одним  из лечебно-оздоровительных методов музыкотерапии является «активная форма» — непосредственное участие в создании музыкального произведения посредством работы с музыкальным(и) инструментом(и) и материалом (нотами).  использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельность жизненно важных органов,

Цель: оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма.

Задачи:

  • оказание релаксирующего и стимулирующего эффекта на состояние человека;
  • развитие (сохранение) способности к  творческому самовыражению
  • приобретение важных социальных навыков;
  • развитие навыков коммуникативного общения;
  • развитие самосознания;
  • разрешение внутренних конфликтов, снятие внутреннего напряжения.

Занятия по музыкотерапии «активной формы» (с использованием музыкального инструмента: баян, аккордеон, фортепиано, народные (шумовые) инструменты и тд)  проводятся в индивидуальном порядке (в соответствии с расписанием) по следующему принципу: разминка – упражнения для стимуляции игры на инструменте, работа над музыкальным произведением (пьесой): «чтение с листа» (игра по нотам). Репертуар подбирается в соответствии с пожеланиями и исполнительскими способностями инструменталистами.

Активная музыкотерапия

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

Пассивная музыкотерапия

Рецептивная (пассивная) форма работы не предполагает активных действий со стороны получателя социальных услуг, наоборот, в процессе сеанса он/она принимает сторону простого слушателя музыки.

Получатели социальных услуг слушают онлайн-концерты, аудио/видео записи выступлений известных музыкантов и певцов.

Ансамбль «Погремушки»

Музыка — это самый эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие живописи и искусства. Сила музыки заключается в том, что она способна передать смену настроений и переживаний.
Именно, по этому, в детском отделении нашего учреждения был создан ансамбль с простым, на первый взгляд, название «Погремушки».
Но какое же разнообразие звуков издает это инструмент! Они могут быть шуршащими и гремящими, долгими и протяжными, как шум дождя. А ещё, могут быть задорными и звонкими, как трель колокольчика.
Занятия в ансамбле вызывают очень большой интерес у его участников, объединяют ребят, развивают навыки общения, расширяют знания о мире звуков.
Важнейшей особенностью занятий в ансамбле «Погремушки» является то, что ребятам не нужно долго осваивать инструменты. Дети, практически, сразу начинают играть, постепенно приобретая опыт в процессе практической работы.
Элементарное музицирование способствует реализации потребностей детей в движении. Поэтому, ребята учатся не только играть на шумовых инструментах, но и двигаться, развивая при этом музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и двигательную активность.
Ансамбль «Погремушки» принимает участие в различных конкурсах, занимая при этом призовые места.

Арт-проект «Книготерапия»

Проект направлен на использование библиотерапии как способа диагностирования и решения психологических и социальных проблем инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее дети с ОВЗ) и как следствие снижение уровня социальной уязвимости этой категории. Библиотерапия — это метод, использующий литературу, чтение, художественное слово как форму коррекции, оптимизации психического состояния, который позволяет не только обнаружить проблему, но и устранить ее. Библиотерапия помогает при разного рода проблемах: страхи, отсутствие мотивации к самостоятельной деятельности, гиперактивность, упрямство, стеснительность, тревожность, апатия и др. и позволяет улучшить понимание своего поведения или мотиваций, определить свои интересы и склонности, облегчить последствия стресса, помочь более свободно обсуждать проблему, видеть пути выхода из сложных ситуаций, спланировать правильный путь действий в решении проблемы.
Кроме того, данный проект направлен на развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать, расширение читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

 

Проект «Библиотерапия» включает в себя следующие направления:

Проект «Сказкотерапия»

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Основная цель – воспитательное воздействие посредством художественного слова, развитие (восстановление) духовного начала.

Задачами проекта являются:

— воспитание эмоциональной отзывчивости проживающих на состояние другого человека;

— накапливание благоприятного опыта добрых чувств, поступков, межличностного общения;

— развитие навыков творческого самовыражения;

— воспитание культуры чтения.

На занятиях проекта используются следующие методы: беседы, чтение вслух, комментирование чтения, инсценировка и другие виды творческих работ.

Воздействие хорошей книги – это прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости и бесчеловечности.

Чтение вслух

Целями занятий являются: выявление и развитие творческого потенциала получателей социальных услуг, повышение интереса к чтению, развитие памяти, внимания.

Чтение вслух способствует созданию образных представлений, воздействует на эмоциональность восприятия, помогает заинтересовать получателей социальных услуг и вызывает желание к общению.

Литературные часы

Литературные часы – это занятия по реализации творческого потенциала получателей социальных услуг, увлекательная форма погружения в художественный мир. Это собственный взгляд на художественное произведение, ролевая деятельность, которая развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию.

Литературные часы проходят с использование мультимедийных презентаций, видеофрагментов, с музыкальным сопровождением.

На занятиях получатели социальных услуг знакомятся с биографиями писателей, актеров и музыкантов.

Арт-проект «Фотофантазия»

Фототерапия – это использование фотографии (и как процесса, и как результата) в лечебно-коррекционных целях.

Фототерапия, как и любой другой вид творческого самовыражения смягчает неврозоподобные состояния и снимает общее чувство напряженности, а также развивает эстетические чувства и доверие к окружающему миру.  Еще одним достоинством является воспитание у человека вкуса и тонкости восприятия, – она помогает прочувствовать красоту естественных форм, линий и красок, а также развивает наблюдательность. Применение этой формы терапии подразумевает не только создание или поиск фотографий, а скорее активную работу с ними. Сам процесс «коммуникации» с фотографией направлен выяснить, какие эмоции, чувства, ассоциации или воспоминания она вызывает, задать вопрос, почему она понравилась или не понравилась, кто и в каких обстоятельствах делал снимок, почему была выбрана именно эта фотография и т.д. Ключ к эффективности фототерапии лежит именно в активной работе с фотографией.

Активная форма фототерапии

Активная форма фототерапии – непосредственное фотографирование, т.е. создание образов с помощью фототехники.

Важны следующие аспекты:

— выбор/создание фотографии: спонтанно фотографируется все, что привлекает внимание, либо очень тщательно подбирается кадр, самостоятельно создается образ и композиция;

— динамику процесса;

— композицию: что в первую очередь привлекает внимание, где центр композиции и т. п.;

— образы и их значения для человека;

— соотнешение фигуры и фона: они дополняют друг друга либо, наоборот, противоречат, конфликтуют друг с другом;

— наличие повторяющихся сюжетов и идей;

— цветовую гамму: используются цветные либо черно-белые фотографии, проверяется наличие связи между темой и цветовым решением.

Пассивная форма фототерапии

Пассивная форма фототерапии  – использование уже готовых, созданных третьим лицом фотографий.

Способы применения изображений могут быть самыми разнообразными: это интерпретация фотографий, обсуждение эстетического эффекта, произведенного ими, обсуждение личных впечатлений, воспоминания (если речь идет, например, о своих собственных фотографиях), сочинение историй и др. Кроме того, создание и/или восприятие фото-образов может дополняться не только их обсуждением, но и различными видами творческой деятельности. Например: рисованием, созданием коллажей, сочинением историй, созданием альбомов, тематических подборок, плакатов, инсталляций, изготовлением из фотографий фигур.