Реабилитационно-развивающие проекты
Рисование – одно из самых простых и результативных способов самовыражение личности. Рисуночные практики возвращают личность к психологической целостности, способны инициировать в человеке процессы самопомощи, самоисцеления, саморазвития.
Создание рисунков в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Рисунок – особый документ, и содержит очень много информации об авторе.
Рисунок всегда символичен, всегда выражает наличное состояние автора, как бы тот ни старался его скрыть.
Задачи, с которыми успешно работает арт-терапия.
— Формирование внутренних опор личности
— Развитие креативного мышления
— Повышение самоценности/самооценки
— Проработка застарелых подавленных и вытесненных чувств.
— Мягкая и безболезненная диагностика глубинных внутренних состояний.
— Коррекция самовосприятия
— С помощью арт-терапии, как вспомогательного метода, можно успешно
работать с депрессивными и тревожными расстройствами.
— Снятие стресса
— Активация творческого потенциала
— Повышение уверенности в себе
— Гармоничные отношения с окружающими
— Безболезненное преодоление страхов
В рамках проекта «Изо-мир» специалисты учреждения работают на занятиях в следующих техниках:
Основной целью проекта «Творческая мастерская» является развитие (восстановление) навыков работы с подручным вспомогательным материалом (спицы, крючки, прибор для выжигания, ножницы, бумага и т.д.) и изо-средствами (пластилин, краски, фломастеры и др.).
Важнейшими задачами по реализации проекта являются:
— развитие зрительной памяти, внимания, образного мышления и фантазии;
— развитие мелкой моторики и тактильного восприятия, навыков творческого самовыражения;
— воспитание эстетического вкуса.
Декоративно-прикладное творчество является самым востребованным направлений из арт-терапии и реализуется в различных техниках:
В марте 2022 года был запущен инклюзивный видео проект «Жизнь Доброго дома «Орехово-Зуевский» глазами получателей социальных услуг».
Основное направление развития инклюзии – социализация людей с ограниченными возможностями и их самореализация.
Наш проект — это видео блог в формате новостей. В каждом выпуске наши корреспонденты — получатели социальных услуг коротко рассказывают о последних событиях, произошедших в интернате, об увлечениях получателей социальных услуг, о сотрудниках, которые оказывают помощь людям, нуждающимся в особой заботе. Пробуя себя в роли корреспондентов, ребята развивают навыки коммуникативного общения и творческого самовыражения.
Обучающий проект «АБВГДейка» имеет одну из самых значимых задач – адаптация и социализация проживающих в микро и макро средах, а также обучение навыкам письма, счёта и чтения, формирование навыков коммуникативного общения.
Работа проекта направлена на:
-
формирование культуры языкознания: вербальное общение (с увеличением слов в лексиконе проживающих), обучение чтению и письму (в том числе и практическое применение навыков письма – умение написать собственное ФИО и др.);
-
формирование математических знаний (счёт, сложение, вычитание, умножение и деление) и обучение правильному применению их в повседневной практике.
Работа проекта затрагивает такие области изучения как естествознание, знание о человеке, знания в области культуры и искусства. Область естествознания направлена на восприятие окружающего мира и взаимодействие с ним, его изучение и исследование, изучение жизни в социуме. В области знаний о человеке проживающие изучают материалы, помогающие им осмыслить происходящее с ними персонально и с окружающими их людьми. Знания в области культуры и искусства направлены на формирование и реализацию навыков творческого самовыражения.
Ребята, проходящие обучение, подобраны в малочисленные группы в соответствии с рекомендациями психолога, что позволяет применять индивидуальный подход к каждому.
На протяжении нескольких лет в учреждении реализуется арт-терапевтический проект – студия мультипликации «Сочиняй мечту», в основе которого лежит использование техники «пластилинография». Основной целью проекта по социально-культурной реабилитации проживающих является процесс игры с движением, развивающий способность к рефлексии, расширяющий спектр ощущений, чувств, фантазии, воображения и реализацию поставленной задачи (замысла).
Занятия в студии улучшают навыки коммуникативного общения, формируют и укрепляют навыки межличностного общения среди проживающих.
Занятия проводятся регулярно в соответствии с расписанием. Результатом работы проекта является создание таких мультипликационных фильмов, как «Здравствуй, Новый год!», «Однажды в космосе», «Рыбка-голди» и др. Процесс создания и воплощения конкретного замысла у участников группы уходит от 2-х до 4-х месяцев.
Рука является «вышедшим наружу» головным мозгом. Пальцы помогают говорить, т.е. движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией и способствуют ее развитию. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Нервные окончания пальцев рук, да и всей ладони, широко связаны с корой больших полушарий. Не случайно проекция кисти рук в коре головного мозга занимает самую большую площадь. Пальчиковая терапия успокаивает нервное напряжение, снижает ощущение недовольства, предотвращает старение мозга, а также способствует долголетию. На руке находится много точек и зон, обладающих общим успокаивающим и тонизирующим действием на организм.
Цель пальчиковой терапии: создать оптимальные условия для физического, психологического и интеллектуального развития (стимулирования) людей с ДЦП и с ментальными нарушениями.
Задачи пальчиковой терапии : стимулировать деятельность головного мозга, ЦНС при помощи пальчиковой терапии; улучшать память; способствовать укреплению костей, сухожилий; улучшить циркуляцию крови; воздействовать на биологически активные точки кистей рук; оздоравливать внутренние органы.
Физическое воспитание создает начальную базу для развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их развития, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей, позволяет испытать удовольствие от обладания телом, от преодоления определенных трудностей.
Кинотерапия — это одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре фильмов совместно с психологом для создания активирующей и мотивационной к изменениям среды. Фильм является средством многоуровневого воздействия на психику и организм в целом – через аудио-визуальную систему.
Кино доставляет наслаждение, скрашивает досуг, поднимает настроение либо, напротив, наводит на печальные мысли. Кино способно вызывать у зрителя самые различные эмоции – хохот и слезы, печаль и удовлетворенность.
В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
Кино, подобно зеркалу, позволяет увидеть в героях и сюжете фильма, самих себя, своих близких, свои поступки. Оно предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подталкивает к принятию единственно верного решения.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления человека к условиям социальной микро- и макросреды. Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека, разные группы. Социальная макросреда — это страна, культура, религия и так далее.
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счёт:
— умения анализировать текущие социальные ситуации,
— осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке,
— умения удерживать своё поведение в соответствии с ситуацией.
Наш проект направлен на приобретение знаний правил и норм поведения, существующих в обществе.
Театральная терапия – это несложный и вместе с тем просто удивительно результативный метод излечивать душу, корректировать поведение, обучать и направлять. Театральные техники развивают креативность мышления, умение «правильно» проживать различные эмоциональные состояния, чем способствуют росту уверенности в себе, раскрытию внутренних сил, и формированию целостной личности.
Театральная терапия может использоваться при работе с детьми и взрослыми.
Существуют две формы театротерапии: пассивная (участвовать в роли зрителя) и активная (быть актером).
В этом случае решаются такие задачи, как:
- умение уверенно чувствовать себя на сцене;
- умение участвовать в коллективных занятиях;
- умение работать с предметами;
- потребность в речевом общении;
- элементарные коммуникативные навыки и адаптация в незнакомой обстановке.
Конечный эффект театротерапии — развитие вербальной и невербальной коммуникации, смягчение социальных фобий, уменьшение социальной изоляции, повышение уровня самокритики и саморефлексии, совершенствование самодисциплины и чувства долга, развитие творческих способностей, повышение адаптивности, повышение уровня самооценки, освоение контроля над своими эмоциями, овладение навыками непринужденного поведения, расширение репертуара жизненных ролей.
Проект «Театральная студия» включает в себя следующие направления:
Проект направлен на создание условий для формирования у получателей социальных услуг компетентностей в социально-трудовой сфере, приобретения опыта в ведении домашнего хозяйства.
Задачи проекта:
- углублять и расширять знания получателей социальных услуг об основных составляющих домоводства в парах, проявляя уважение друг к другу;
- любовь к труду, ведению домашнего хозяйства.
Работа направлена на изучение основ кулинарии, правил сервировки стола, правил стирки и глажки одежды. Ребята осваивают курсы кройки и шитья, вязания, создают домашний декор своими руками.
Проект по созданию Нонстресс-среды включает в себя следующие направления:
Танцевально-двигательная терапия – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты, прорабатывает эмоциональные зажимы, развивает поведенческую гибкость, восстанавливает внутреннюю целостность, развивает социальные навыки, адаптивные способности.
Вокалотерапия – это один из лечебно-оздоровительных методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельность жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма.
Цель: нормализация работы нервной системы и улучшение психоэмоционального состояния.
Задачи:
- личный эмоциональный отклик;
- развитие рече-голосового аппарата, артикуляции;
- развитие (сохранение) способности к творческому самовыражению
- приобретение важных социальных навыков;
- развитие навыков коммуникативного общения;
- развитие самосознания;
- разрешение внутренних конфликтов, снятие внутреннего напряжения.
Занятия по вокалотерапии проводятся в индивидуальном порядке (в соответствии с расписанием) по следующему принципу: упражнения на расслабление мышц лица и шеи, дыхательная гимнастика, вокальные упражнения (распевание), работа над музыкальным произведением (песней). Репертуар подбирается в соответствии с пожеланиями и исполнительскими способностями вокалиста.
Музыкотерапия – это «психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека». Одним из лечебно-оздоровительных методов музыкотерапии является «активная форма» — непосредственное участие в создании музыкального произведения посредством работы с музыкальным(и) инструментом(и) и материалом (нотами). использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельность жизненно важных органов,
Цель: оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма.
Задачи:
- оказание релаксирующего и стимулирующего эффекта на состояние человека;
- развитие (сохранение) способности к творческому самовыражению
- приобретение важных социальных навыков;
- развитие навыков коммуникативного общения;
- развитие самосознания;
- разрешение внутренних конфликтов, снятие внутреннего напряжения.
Занятия по музыкотерапии «активной формы» (с использованием музыкального инструмента: баян, аккордеон, фортепиано, народные (шумовые) инструменты и тд) проводятся в индивидуальном порядке (в соответствии с расписанием) по следующему принципу: разминка – упражнения для стимуляции игры на инструменте, работа над музыкальным произведением (пьесой): «чтение с листа» (игра по нотам). Репертуар подбирается в соответствии с пожеланиями и исполнительскими способностями инструменталистами.
Проект направлен на использование библиотерапии как способа диагностирования и решения психологических и социальных проблем инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее дети с ОВЗ) и как следствие снижение уровня социальной уязвимости этой категории. Библиотерапия — это метод, использующий литературу, чтение, художественное слово как форму коррекции, оптимизации психического состояния, который позволяет не только обнаружить проблему, но и устранить ее. Библиотерапия помогает при разного рода проблемах: страхи, отсутствие мотивации к самостоятельной деятельности, гиперактивность, упрямство, стеснительность, тревожность, апатия и др. и позволяет улучшить понимание своего поведения или мотиваций, определить свои интересы и склонности, облегчить последствия стресса, помочь более свободно обсуждать проблему, видеть пути выхода из сложных ситуаций, спланировать правильный путь действий в решении проблемы.
Кроме того, данный проект направлен на развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать, расширение читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Проект «Библиотерапия» включает в себя следующие направления:
Фототерапия – это использование фотографии (и как процесса, и как результата) в лечебно-коррекционных целях.
Фототерапия, как и любой другой вид творческого самовыражения смягчает неврозоподобные состояния и снимает общее чувство напряженности, а также развивает эстетические чувства и доверие к окружающему миру. Еще одним достоинством является воспитание у человека вкуса и тонкости восприятия, – она помогает прочувствовать красоту естественных форм, линий и красок, а также развивает наблюдательность. Применение этой формы терапии подразумевает не только создание или поиск фотографий, а скорее активную работу с ними. Сам процесс «коммуникации» с фотографией направлен выяснить, какие эмоции, чувства, ассоциации или воспоминания она вызывает, задать вопрос, почему она понравилась или не понравилась, кто и в каких обстоятельствах делал снимок, почему была выбрана именно эта фотография и т.д. Ключ к эффективности фототерапии лежит именно в активной работе с фотографией.